Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
Сортавальского муниципального района
Республики Карелия

Средняя общеобразовательная школа №3

Школьный музей

Визитная карточка музея-класса

Наименование музея: краеведческий класс-музей
Профиль музея: историко-краеведческий.
Образовательное учреждение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сортавальского муниципального района Республики Карелия Средняя общеобразовательная школа №3.
Адрес: 186790, г. Сортавала, ул. Выборгское шоссе, д. 3.
Контактный телефон: 8(81430)47575.
Руководитель музея: Полевая Вера Ивановна
Дата открытия музея: 01.09.2014г.

Основными функциями музея являются:

  • документирование истории, культуры и природы родного края путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
  • осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
  • организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом.

«Музей — грандиозная памятная книга человечества»
Л. В. Луначарский

Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того, — это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре и, конечно же, в сфере нравственности и патриотизма.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня — это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала деформация глубинных основ духовного мира — нравственности и патриотизма.

Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье — все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» Российской Федерации.

В «Национальной государственной концепции образования в России» четко сформулированы задачи, стоящие перед школой: «В этих тяжелых условиях наша школа, материально обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезнями сегодняшнего общества, остается, тем не менее, основным инструментов нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений. Если мы упустим несколько поколений, как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше Отечество: Россия, как духовная сущность, как вдохновляющий идеал, перестанет существовать. Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества. Она становится существенным фактором национальной безопасности».

Именно деятельность школьного музея помогает решать эту проблему в школе. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. 

Школьный музей рассчитан на детей. Дети — будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. 

Милосердие и доброта... В последнее время все чаще стали обращаться к этим словам. Важно организовать работу в музее так, чтобы это были не только разовые акции и праздники, а постоянное общение школьников с теми, кто нуждается в их заботе и внимании.

Малая и большая Родина неразрывно связаны между собой. Любовь к Родине немыслима без любви к родному краю. А ведь наша Карелия — край, богатый своей историей, своими людьми.

Важнейшей первоочередной задачей юных краеведов является собирание и сохранение всех разнообразных памятников истории и культуры: документальных, археологических, фольклорных, топонимики, народного искусства, рассказов старожилов, ветеранов Великой Отечественной войны, стихов и легенд.

Все это заставило коллектив нашей школы создать программу деятельности школьного краеведческо-этнографического музея «Истоки», направленную на решение проблемы воспитания патриотических и нравственных качеств личности, так актуальных в наше время. Роль школьного музея как нельзя лучше выражают замечательные слова Д. С. Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширясь, эта любовь к родному переходит к своей стране...».

В ходе работы по предполагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемной, поисково-исследовательской, коммуникативной, творческой. Она дает возможность классным руководителям выбирать разные формы работы по всем блокам программы:

  • устное народное творчество;
  • краеведение;
  • милосердие;
  • поисковая работа;
  • готовность к защите Родины.

Программа деятельности школьного музея открытая. Это позволяет ее дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать. Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы в школе, поэтому она представляет собой подпрограмму общей школьной программы воспитания «Стать человеком».

Цель: создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию.

Задачи:

  • развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;
  • развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу живущему рядом;
  • воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
  • сохранение исторического наследия и исторической памяти;
  • сохранение лучших традиций школы, района, города;
  • развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;
  • пополнение и обновление музея материалами, связанными с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками;
  • организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, походов и экскурсий;
  • укрепление сотрудничества с музеями, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;
  • привлечение к работе родителей учащихся, общественности.

Направления деятельности

Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом

1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.
3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам.
4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея.
5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями.
6. Составление картотеки музейных предметов.
7. Создание условий для хранения экспонатов.

Работа с активом музея

1. Обучение актива основам музееведения.
2. Распределение между активистами музея определенных участков работы.
3. Совместная практическая и теоретическая работа в музее.
4. Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы.
5. Участие в издательской деятельности.

Поисковая научно-исследовательская работа

1. Поиск адресов и сбор информации о выпускниках школы.
2. Поиск адресов и сбор информации о бывших учителях школы.
3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы.
4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.
5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа.
6. Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.
7. Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.
8. Создание видео- и мультимедийных творческих проектов и сайта музея.
9. Результаты исследований представлять на районные, городские, областные научно-практические конференции.

Экскурсионно-просветительская работа

1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей.
2. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов, театрализованных представлений.
3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, поэтами, художниками, другими интересными людьми Республики Карелия.
4. Дни открытых дверей.
5. Творческие отчеты.
6. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе.

Творческая работа

1. Проведение в музее занятий кружков, мастерских, связанных с краеведением, рукоделием.
2. Организация выставок творческих работ учащихся, их достижений.
3. Привлечение учащихся для демонстрации в музее поделок, сделанных на занятиях рукотворного мастерства.
4. Участие в краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах и других мероприятиях школы, района, города.

Организационная работа

1. Создание актива музея.
2. Планирование работы музея.
3. Создание творческих групп.
4. Составление программы исследовательской деятельности.
5. Организация встреч, поздравлений ветеранов, досуговой деятельности учащихся.
6. Оснащение и оборудование школьного музея.

Методическая и консультативная работа

1. Составление лекций, бесед, тематических карточек, ведение документации.
2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.
3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ.
4. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.
5. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками, Центром народного творчества. Обмен опытом с музеями других школ.
6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе школьного музея.

Материально-техническая база

1. Изготовление стендов, витрин, макетов.
2. Ремонтные и технические работы.
3. Приобретение технических и канцелярских средств.

Свидетельство музея

Наверх